Территория Бурабайской курортной зоны была освоена человеком в эпоху палеолита (200-300 тыс. лет назад). К этому периоду относятся немногочисленные орудия труда из камня и кости в культурном слое под скалой Актас. Стоянка Актас, расположенная недалеко от пос. Кенесары в 10 км от трассы Кокшетау - Щучинск, ближайший известный палеонтологический памятник.
Свидетельства об активном заселении Бурабая в раннее средневековье имеются в Санкт-Петербургском Эрмитаже (Бармашинские украшения). Таким образом, активное освоение территории Бурабая и его окрестностей во все археологические эпохи несомненно.
В книге "Казахи" (издательство "Казахстан", 1995 г.), отмечается, что казахская народность сложилась на рубеже XV-XVI в.в. на обширной территории степной, полупустынной и пустынной зоны умеренного пояса Евразии.
Государственность казахов в средневековье создала благоприятные условия для возникновения, сохранения и развития казахской народности. Это государство - Казахское ханство. Становление ханства приходится на середину пятнадцатого века, расцвет - на шестнадцатый и распад на отдельные, более мелкие ханства в жузовых территориальных пределах - на семнадцатое столетие (Аль-Халел Карпык "Звезды Казахстана", 1995 г.).
После образования Казахского союза Бурабай сделался одним из богатейших улусов казахов Среднего жуза.
Неразрывно связана история и живописные места Бурабая с именем одного из крупнейших политических и военных деятелей Казахстана XVIII в. Абылай хана (1711-1781 г.г.).
Первое десятилетие восемнадцатого века было особенно мрачным в истории Казахского государства. Теснимое со всех сторон врагами, и в первую очередь - жунгарами, оно вынуждено было думать о союзниках. Лучшим союзником представлялось Русское государство, и казахские ханы и султаны вступили в переговоры с Петром I, предлагая совместно воевать с Джунгарией, бывшим потенциальным противником и для русских (Аль-Халел Карпык "Звезды Казахстана", 1995г.).
С 30-х гг. XVIII в. политические, социально-экономические и этнические процессы казахского общества были связаны с вхождением Казахстана в Россию. Процесс присоединения Казахстана к России затянулся более чем на целое столетие.
В 1991 г. Казахстан вновь приобрел сбой суверенитет. С принятием Средним жузом русского государства, в Севере-Казахстанской степи происходит активное проникновение русского товарно-промышленного капитала. В урочище Бурабай появляются первые торговые фактории, скупающие скот, кожу, шерсть, а также возникают примитивные прииски по добыче золота, горного хрусталя и других полезных ископаемых.
После исчезновения ханской власти в Среднем жузе, царское правительство ввело так называемый "Устав о сибирских киргизах", разработанный М.М. Сперанским. Всей сутью Устав Сперанского стремился закабалить казахскую степь, по нему часть се, занятая Средним жузом, стала называться "Область сибирских киргизов" и вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернатора. Степь ответила восстанием под началом Кенесары Касымова, внука Абылай хана. Царизму понадобилось полтора десятка лет, чтобы погасить огонь этого мятежа (Аль-Халел Карпык "Звезды Казахстана", 1995 г.).
В середине XIX века в окрестностях кокшетауских гор возникают первые русские поселения - казачьи станицы и их выселки. (Станица Котуркольская и ее выселок, ныне город Щучинск). Несколько позже, в 1870 году, в центре урочища Бурабай возникает станица Боровская, вскоре переименованная в поселок Боровое.
Богатая природа и благоприятные для сельского хозяйства условия обусловили быстрое заселение Бурабая и его окрестностей новыми пришельцами и освоение его богатств русским капиталом.
Вслед за русскими в Бурабай проник и иностранный капитал. На берегу озера Айнаколь (Б. Чебачье) возник крупный мясо-консервный завод английского концессионера Бергеца. На этом производстве было занято более одной тысячи человек. Хозяйственное освоение Бурабая и его окрестности неизбежно повлекли за собой усиленную эксплуатацию природных богатств. Неимоверные рубки леса привели к образованию пустошей, использовавшихся под выпас казахами-скотоводами, являющимися поставщиками скота для консервного завода.
По воспоминаниям старожилов Маслова Федора Тимофеевича, проработавшего лесником с 1909 по 1945 годы, Тогыбаева Казгожи, проработавшего лесником с 1921 по 1965 годы, собранного Черепановым Николаем Терентьевичем, до 1910 года территория Бурабайского лесного хозяйства была заселена местным населением - казахами. В центральной части курортной зоны был ауыл Карпык, в районе лома отдыха "Воробьевка" размещался род Кадыр, в районе центральной усадьбы Щучинского совхоза проживал Альжан-бай, в его собственности было до 2,5-3 тысяч овец и до тысячи лошадей. В районе кордона "Мирная долина" проживал бай Оразалы. Было несколько поселений на других участках курортной зоны. Ауыл Каракыстау просуществовал до 1930 года и насчитывал до 40 дворов.
В 1911 году по команде уездных и волостных властей все местные казахи по ходатайству лесного ведомства были выселены с лесной зоны в степные, прилегающие к лесу места район Жанаталапа, Мадениета и др. К этому времени, по каталогу XX века, за Бурабаем уже закрепляется репутация дачно-курортной местности.
В 1898 году в Бурабае было организовано казенное лесничество.
Ученому лесоводу В. В. Барышевцеву принадлежит мысль создания в Бурабае заповедника. По его инициативе состоялось постановление Лесного совета Управления землями и государственными имуществами Акмолинской и Семипалатинской областей, который в декабре 1915 года вынес решение "О выделении в памятник природы кряжа Кокшетау, горы Синюхи и скалы с озером Аулиеколь, находящихся в Боровском лесничестве". Обратим внимание на слова "скалы с озером Аулиеколь". Очевидно, что скала эта Окжетпес, а озеро Аулиеколь - это нынешнее озеро Боровое. Таким образом, историческое название оз .Боровое - Аулиеколь (Священное озеро), а не Боровое и не Кумусколь, как называют некоторые казахские авторы (Е. Мырзахметов, Ж. Мусин).
Государственный заповедник "Боровое" был учрежден Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июня 1935 гола. Постановлением СНК Каз. ССР и ЦК КП(б) Казахстана от 27 июня 1938 г. за N 641 было подтверждено его дальнейшее существование. В 1920 г. Боровое было национализировано и признано курортом общегосударственного значения. Начинается быстрое развитие курорта. В 1927 г. на восточном берегу озера Щучье открывается санаторий "Бармашино" для больных с открытыми формами туберкулеза легких. В 1928 г. на берегу речки Сарыбулак начинает работать дом отдыха "Воробьевка".
В 1934 году заканчивается строительство детского санатория на юго-восточном берегу озера Аулиеколь.
В 1935 году на северном берегу озера Щучье строится большой дом отдыха ЦК угольщиков, позднее, в годы войны, превращенный в санаторий для воинов Советской Армии.
С Бурабаем связаны жизнь и поэтическое наследие Биржана, Ахана-Серэ, Балуан-Шолака, Ибрая Сандыбаева, Сакена Сейфуллина, Сабита Муканова, Габита Мусрепова, вошедшие в Золотой фонд казахской литературы.
В Боровом нет памятников материальной культуры. Но есть легенды, предания, устное народное поэтическое творчество, произведения акынов и писателей. Сама природа Борового впечатляет и воспитывает любовь к отечеству, к земле родимой не меньше, чем иные великолепные дворцы и замки - немые свидетели истории, -писал писатель-академик Сабит Муканов в своем отзыве к книге Сергея Никитина "Боровое" (Изд-во "Казахстан", 1970 г.).
В годы войны в п. Боровое были эвакуированы многие сотрудники Академии наук СССР, Здесь жили и работали такие крупные ученые, как В.Н. Вернадский, Н.Ф. Гамалея, С.А. Бернштейн, Н.Д. Зелинский, В.Н. Сукачев и др.
Своеобразная природа Бурабая привлекла внимание многих естествоиспытателей. Об этом говорит список литературы о Бурабае, насчитывающий свыше 500 названий, в области геологии, геоморфологии, гидрогеологии, климатологии и изучения фауны и флоры, медицинского изучения.
Наиболее фундаментальными трудами о Бурабае можно считать "Государственный заповедник и курорт Боровое", Омск, 1940, "Труды государственного заповедника "Боровое", Алма-Ата, 1948, Н.А. Беклемешев "Курорт Боровое", Алма-Ата, 1958 год. С.Н. Никитин "Боровое", Алма-Ата, 1970 г., Валентин Михайлов "Бурабай", Атма-Ата, 1979 год, Жанайдар Мусин "Жер шоктыгы Кокшетау", Алматы, 1989 г.